Пелопоннес и Афины (часть 6)

Микены были намечены к обязательному посещению ещё до отлёта. Микенское письмо, Агамемнон, «циклопические» стены, купольные гробницы, «Львиные ворота» из учебника истории — и это не полный перечень того, ради чего туда стоит наведаться.

Ехали мы туда по той же дороге, что ведёт в Нафплион. Только надо свернуть на восток, немного не доезжая до побережья, указатели подскажут, даже нафигатор не нужен. Естественно, чем ближе к Микенам, тем больше вдоль дороги забегаловок и сувенирных лавок. Проехать мимо древностей невозможно, холм с руинами города заметен сразу за очередным поворотом. А там и парковка удобная и большая неподалёку.

Едва зайдя на территорию, натыкаешься на те самые Львиные ворота. Не знаю, кто как, а я тупо стоял и таращился на трехсполовинойтысячелетнюю древность, которую до этого видел только на картинках. Народищу толпится в этом месте много, поэтому надо ловить момент, когда один экскурсовод закончит бухтеть и уведет свою группу испанцев, а другой ещё не успеет подогнать французов. Потом уйдут парочки, снимающие друг друга. И будет несколько секунд, пока ворота остаются «без никто». Другие ожидающие этого мига фотографы тоже резко активизируются, стараясь друг другу не мешать. Я на пути туда не стал тратить время. А вот когда шёл обратно, снял, спешить-то некуда уже.

В общем, довольно долго стоял я и смотрел на эти двадцатитонные дверные косяки и балки, на треугольную арку для распределения нагрузки с верхних ярусов кладки на нижние в обход проёма. И, вроде, физику и сопромат ещё тогда не изобрели, а уже такие штуки умудрялись строить. Причем, Микены ведь не пережили тёмные века, когда по всему Средиземноморью разразилась катастрофа бронзового века, и культура с наукой оказались отброшены назад. То есть это все было построено совсем древними греками. А когда на их место пришли новые древние греки, то они таращились на стены Микен, наверно, как я, и недоумевали, кто и как мог соорудить такое из гигантских камней. Они ведь не могли, значит, и вообще люди такое построить не могли. Отсюда сам собой напрашивается вывод: эти стены построили мифические гиганты, а больше некому, и правда. Тем более, что это для нас они мифические, а для людей того времени вполне себе реально существующие. Поэтому стены Микен и других городов этого периода были названы циклопическими. Инопланетян тогда ещё не придумали, а про циклопов каждый древний грек знал. Какие-нибудь тогдашние местные Фоменкис и Задорнис на этом прославились наверняка.

Ну да бог с ними. Сразу за воротами находятся руины казармы роты охраны, а дальше — круг А, где хоронили знатных микенцев (круг Б расположен вне городских стен). Именно в этой братской могиле среди девятнадцати скелетов Шлиман откопал «маску Агамемнона», про которую я в прошлой заметке рассказывал. Внутрь круга можно пройти и заглянуть в разоренные археологами склепы. А можно пойти дальше наверх. Оно того стоит. Микены расположены на холме посреди горной долины. Виды вокруг изумительные в любую погоду.

Можно просто фотографировать природу, а можно вместе с руинами.

В конце концов приходишь на противоположный от Львиных ворот край крепости. Там есть спуск к подземному источнику воды. Но в туннеле сто ступенек, темно и страшно.

А можно пройти к запасным воротам. Они чуть меньше, чем основные, но тоже выглядят внушительно. Дальше мы уже вернулись к началу.

После этого пошли осматривать окрестности в поисках знаменитых купольных гробниц-толосов. Вокруг Микен их отрыто 9 штук. Ближе всего к городу из полностью сохранившихся расположена могила Клитемнестры, жены Агамемнона. Как мы знаем, она спуталась с дальним родственником, пока муж был в походе. Когда же он вернулся, женщина совместно с любовником прирезала своего законного мужика. А что, трофеи-то уже дома, её поступок некоторые вполне одобрят. Правда, её потом саму сын отправил в мир иной, отомстив за отца. Ну, или в наследство спешил вступить поскорее. Как бы там ни было, а одну из купольных гробниц считают захоронением неверной жены вождя ахейцев. Внутри пусто и гулко. Масштабы постройки впечатляющие. Над дверным проёмом опять же знакомый треугольник, который в отличие от такого же у Львиных ворот ничем не закрыт: декоративная плита утрачена. Как и сокровища. Пишут, что все купольные гробницы были разграблены ещё в древности.

Рядом с клитемнестровской находится еще одна подобная постройка, но её купол разрушен. Посмотрев сверху вниз, мы не стали спускаться, а пошли мимо стены Циклопов и Львиных ворот в микенский музей. По пути попались остатки очередного сфероконического улья. Разница между разными склепами только в размерах и виде камней, из которых они сложены. Более древние — из более мелких необработанных булыжников, а поздние, типа гробницы Атрея, состоят из 34 рядов ровных прямоугольных блоков. А притолока её входного проёма весит 120 тонн. Несмотря на то, что усыпальница была построена совсем древними греками, превзойти размеры купола удалось только римлянам полтора тысячелетия спустя. Те, кто мог строить такие сооружения, имея лишь деревянные и бронзовые инструменты, могли и Трою завоевать, какие тут сомнения.

В музее можно посмотреть на эволюцию микенских женских фигурок, на забавных глиняных уродцев и физиологично выглядящих змей. А также на копии маски Агамемнона и золотых украшений, раскопанных Шлиманом, оригиналы которых выставлены в афинском археологическом музее.

Ещё мне понравились образцы микенского письма на глиняных табличках. Выглядят, как тетрадки в линеечку, не хватает только оценки красными чернилами. А на каменных печатях не разберешь, что изображено, настолько мелкие. Хорошо, что рядом с каждой дан рисунок её оттиска.

Ну и оригинальные украшения из золота тоже представлены, не только копии. И оружие. И игрушки —фрагменты колесницы на снимке с наконечниками стрел и деталями для шапки из кабаньих клыков со сборочным чертежом.

Когда мы закончили осматривать Микены и музей, то поехали обедать. Благо поблизости забегаловок для туристов много, их туда автобусами подвозят. А перекусив, направились в Эпидавр. По пути слегка отклонились, заскочив снова в Нафплион. Я в прошлый раз там приметил церковь интересную для себя, вот и решил на неё вблизи посмотреть, раз время есть. Я внутри греческих не был, интересно было сравнить, чем они отличаются от наших.

У лестницы взгляд зацепился за что-то знакомое. Оба-на, да это же «Нива»! Поднялись наверх, посмотрели мозаику. А внутрь нас не пустили, всё закрыто было.

Ну раз такое дело, то и ладно, Эпидавр недалеко, поехали туда. Знаменито это место своим амфитеатром, единственной хорошо сохранившейся постройкой святилища Асклепия. К 5 веку до нашей эры там было много всего построено, от лечебниц и храмов до стадионов. Эпидавр то разграбляли римляне под командованием Суллы, то отстраивали заново. Но окончательно всё сравняло землетрясение. Амфитеатр устоял, конструкция сама по себе надёжная. В путеводителях пишут, что если встать в центр орхестры (сцены) и что-то пробурчать вполголоса, то сказанное слышно будет на самом дальнем ряду. Народу было мало, поэтому мы смогли проверить. Таки да, физика работает.

В музее Эпидавра выставлена статуя Асклепия, и прочие архитектурные детали, раскопанные на месте. Включая большую каменную плиту с древнегреческим текстом. Возможно, это выписной эпикриз или рецепт.

Собственно, больше часа в Эпидавре делать нечего, мы даже не пошли на археологическую площадку, ибо там только остатки фундаментов и сохранились. Специалистам интересно, а туристам вроде нас — не особо. По дороге домой искупались в Новом Эпидавре, а потом, когда поехали дальше и дорога поднялась на гору, увидели, насколько он хорош с высоты.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s