Пелопоннес и Афины (часть 5)

Раньше я уже писал, что мы наметили вернуться в Афины, чтобы обойти музеи. Там их немало, из всего многообразия нам захотелось посмотреть военный музей (это для мужского большинства нашей группы) и археологический. А ещё запланировали зайти по дороге на римскую Агору ради стоящей там Башни Ветров.

Путь к прекрасному был уже известен: скоростное шоссе, парковка в торговом центре, метро. Вначале мы зашли в военный музей или по-гречески музей полемики. Надо сказать, что в некоторых случаях этой самой полемики кое-что из экспонатов мне бы пригодилось.

Как в московском музее Вооруженных сил, на открытой площадке вокруг здания  выставлены различные образцы военной техники 20 века. Только у нас — наши, а тут — западные. Я вполне уверенно различаю отечественные образцы, а в импортных, прямо скажем, не силён. Но даже в греческой раскраске опознал американский «Сейбр», который наши били в Корее на МиГах. А другой самолет, вроде, F-104, прозванный «Вдоводелом» за высокую аварийность. Импортной техники на площадке много, есть и пушки с танками, но пришли мы сюда не за этим, а за древним оружием, поэтому снимков на улице я почти не делал.

В здании экспозиция поделена на два больших периода: до второй мировой и во время. Ну, последнее смотреть не особо интересно, выставлено в основном английское и немецкое оружие в образцах или макетах. Как выглядят немецкие автоматы мы и так знаем, а дурацкий английский автомат СТЭН или макет Спитфайра не впечатляют.

А вот древнее оружие или привезенное из экзотических стран куда интереснее. Тут тебе и конкистадорские шапки, и африканские щиты из крокодиловой кожи или черепахового панциря, и хитровыгнутые азиатские клинки. Тут уже мы осматривали все основательно. В залах темно, приходилось снимать на высоких ИСО и длинных выдержках, поэтому накрутить полярик, чтобы убрать отражения в витринах, возможности не было. Качество снимков от этого пострадало, но что делать.

В другом зале музея выставлены каменные топоры и копья, а также вполне мирные кикладские фигурки. Лично меня эти скульптуры сильно впечатлили: уже почти пять тыщ лет назад люди на Кикладских островах придумали свой стиль и уверенно ему следовали. Я не большой знаток искусства, но где-то недавно мне попадалась афиша с работами современного скульптора, творящего в подобном же ключе. Жалкий подражатель, всё уже придумано тысячелетия назад!

Древнегреческие шлемы и мечи были, а как же без них. Там же выставлены боевые железки персов и степных кочевников, а после них — оружие более поздних эпох.

Стенд с индийским фламбергом и секатором неясного назначения я обходил с опаской. А на пулемёт Льюис товарища Сухова смотрел с уважением. Шлем кабуто и защитная маска японского образца с дикой рожей — выше всяческих похвал. Как и французские парадные кирасы.

Ко всем экспонатам всех эпох даны подписи на греческом и английском. Если кто языков не знает, то номер века и страну происхождения всё равно на этикетке прочитать сможет. В целом, музей интересный, особенно для детей мужского пола любых возрастов.

После тёмных залов мы решили посетить что-нибудь на свежем воздухе и отправились на римскую Агору. Она расположена недалеко от греческой, но занимает гораздо меньшую площадь. Так как купленный в прошлую афинскую прогулку «проездной» на все руины действует пять дней, мы как раз успели воспользоваться им и здесь.

Осматривается римская Агора очень быстро, кроме Башни Ветров значимых объектов там нет. На башне по восьми румбам изображены барельефы с символами погоды. Один ветер приносит дождь, другой — урожай и всё в таком духе.

Внутри пусто и гулко, на полу видны желоба для воды. Раньше здесь стояли водяные часы — клепсидра. Кстати, изначально Клепсидрой назывался источник, который и поныне бьёт из склона горы Ареопаг, где стоит афинский Акрополь. По легенде, этот источник был украден  у богов, его название переводится как «ворованная вода». Это потом уже у того источника соорудили водяные часы, и название перешло с родника на прибор. Такая вот занимательная этимология.

Возле обеих Агор находится большое количество кафе и ресторанов. Мы пообедали в одном из них и отправились в археологический музей. С виду здание музея не впечатляет размахом, но экспонатов внутри столько, что ходить там можно часами.

В первом же зале посетителей встречает так называемая маска Агамемнона. Её выкопал неугомонный Шлиман, обнаруживший сокровища не только Трои, но и Микен. Он обнаружил и вскрыл усыпальницу микенских царей. А откопав эту посмертную маску воскликнул, что теперь он знает, как выглядел Агамемнон. Потом, понятно, это восклицание было признано исторически неверным, но название приклеилось. Масок таких было найдено ещё несколько. Ну и других изделий — без счёта.

Из Микен в музее много интересных предметов. От горшков, расписанных в тамошнем стиле, до шапки из кабаньих клыков. В украшениях настолько тонкая работа, аж удивительно. Три с половиной тыщи лет назад умели без электроинструмента такое делать из металла и камня, обалдеть.

После микенского зала мы пошли в зал Кикладских островов. Там опять были характерные фигурки, у которых болит живот, сковородки неясного до конца предназначения, возможно, культового, ёжик (так на витрине указано) с тазиком в лапах, наконечники оружия и прочие предметы древнего быта. На последнем снимке посуда сделана не из глины, а из камня, преимущественно из мрамора.

В результате катастрофы бронзового века, как мы знаем, по всему Средиземноморью цивилизация деградировала. В Греции в результате этого отката назад к истокам прекратила своё существование микенская культура. Пропала тогдашняя письменность, умение строить крепости, большие корабли, красивые культовые и бытовые изделия. Через несколько веков, прозванных тёмными, люди снова стали тянуться к прекрасному: лепить, рисовать, ковать и чеканить. В очередных залах уже находятся экспонаты эпохи древнегреческого Возрождения. Мужские статуи Куросы и их женские аналоги Коры, самки Сфинксов, посуда с аттической росписью или каменные урны для праха усопших. Посуда  в виде головы негра или бородатого Геракла понятна. А вот почему на кувшине женщина приносит в жертву собаку, держа ее за хвост, я не понял в силу необразованности. Куросы и коры по стилю напоминают египетские статуи. Наверняка, греки перенимали навыки у тех, у кого лучше получались, а потом уже вырабатывали свой стиль, который мы все знаем.

В залах с бронзовыми изделиями выделяется известная скульптура бога, что-то бросающего. В табличке под ним написано, что это то ли Зевс, то ли Посейдон, который метал то ли молнию, то ли трезубец. Поскольку орудие не обнаружено, то достоверно установить личность статуи  учёным не удалось. Зато можно достоверно установить по маленьким фигуркам, что в солдатиков дети играли уже тогда. Ну и взрослое оружие тут тоже есть, само собой.

Ещё в этих залах есть уникальная находка: антикитерский механизм. Это прибор, показывавший положение Солнца, Луны и пяти известных грекам планет на циферблате. Он предсказывал солнечные и лунные затмения. Со дна моря были подняты бронзовые шестрёнки и другие детали механизма. После длительного изучения и моделирования назначение и принцип работы механизма были восстановлены. Эллиптичность орбиты Луны учитывалась использованием эксцентрично закреплённого зубчатого кольца. Я уже не знаю в какой раз восхитился умом древних. Без компьютеров и моделирования создать такой аппарат не всякий коллектив современных инженеров с пятёркой по теории механизмов и машин сможет. Детали выставлены в одной из витрин, на которую проецируется анимированный подробный ролик про этот прибор и место найденных деталей в нём. Я отснял это на видео.

А кто хочет максимально полно ознакомится с предметом, может посмотреть замечательный фильм «Naked Science: Star clock».

Пока мы ходили по музею, время неуклонно шло к закрытию. Минут за двадцать к нам подошел смотритель и вежливо порекомендовал прибавить шаг в сторону выхода. Поэтому через египетские артефакты мы проходили второпях, снимал навскидку. Забавен нижний кадр с саркофагами. Фараонша явно обиделась на фараона за что-то, сказала, что ему ничего не светит сегодня вечером, и гордо ушла со своей собачкой гулять. А фараон приуныл. Даже в загробном мире нет ему счастья.

Так же на бегу мы прошли залы, в которых размещается коллекция, переданная Элени Стафату в дар музею, и охватывающая самые разные периоды истории Греции вплоть до византийского.

На выходе нас испугалась Афродита. А на улице на ступенях музея уже выстраивался некий хор, который снимало телевидение и ждали слушатели, сидя на стульях прямо перед музеем.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s