Пелопоннес и Афины (часть 3)

Ближе к середине отпуска небо стало тучить, и два дня даже шел дождик. Мелкий, но противный. И если пасмурная погода несколько портит настроение при купании, то никак не мешает вылазкам. Лишь бы сверху не лило. В один из затучивших дней после обеда мы решили съездить в древний Коринф. Тем более, что от Лутраки он совсем близко. Современный Коринф находится прямо на берегу одноименного залива. А древний располагался километрах в семи от него в глубине Пелопоннеса. Это был заметный во всех отношениях населённый пункт. Во-первых, из учебника истории у меня в голове намертво застряла картинка с тремя видами капителей колонн: дорический, ионический и коринфский ордер. Последний — самый кустистый и сложный. Во-вторых, на пике развития население города было около 750 тысяч человек, что впечатляет. В третьих, тут расцвел коринфский тип росписи керамики, один из характерных для Греции. Кстати, разрастание города привело к тому, что со временем отменное качество посуды было принесено в жертву количеству, местные гончары опопсовели, и их победили конкуренты из Аттики. В-четвертых, город был разрушен римлянами, а через сотню лет ими же восстановлен. И это малая толика фактов из области реального.

Есть интересные события и по части мифов: примерно здесь Геракл расправился со Стимфалийскими птицами, первыми ударными дронами,  и разобрался с Немейским львом. А ещё в 52 году нашей эры сюда пришел апостол Павел, наведался в храм Афродиты, где жрицы, не щадя живота своего, за звонкую монету служили богине любви, исправно пополняя городскую казну. Впечатлившись нравами, он прочитал мораль коринфянам, которая была включена в Новый завет. Насчет того, как к нотациям отнеслись коринфяне, мнения расходятся. Ну, это дела мифические, а нас интересовала материальная культура.

Прямо рядом с археологическими раскопками находится небольшой музей. В него мы первым делом и направились. Во дворе посетителей встречает группа статуй, прозванная «танцующие в тогах». Вверху закреплены барельефы с Гераклом, Стимфалийскими птицами, кентаврами, амазонками и прочей нечистью. Под крышей портика стоят другие статуи: Мельпомена с театральной маской и нимфа с непонятным сквозным технологическим отверстием. Возможно, это предельно амортизированное оборудование из того самого храма Афродиты.

В первом зале музея представлена коринфская чернофигурная керамика и многое другое. Например, изготовленная в шестом столетии до нашей эры самка Сфинкса или Сфинга с лицом, поразительно напоминающим лица женских статуй — Кор (про них будет как-нибудь позже). На фотографии, на которой видно бронзовое зеркало, внизу лежит осколок сосуда с аттической росписью, рекламирующей быт рабовладельца. Он тянет к себе на ложе слабоодетую женщину, раб слева играет на дудках, а раб справа подтаскивает кувшин с выпивкой. Интересно, что хранили в сосуде с такими комиксами.

На витринах много интересных экспонатов, не только расписные горшки аж восьмого века до нашей эры, но и глиняные и бронзовые фигурки. Их использовали в качестве подношений богам. В этом же зале посередине стоят статуи обнаженных юноши и девушки, за которыми располагаются их могилки со скелетами, накрытые стеклом. Статуи прекрасны, похожи по стилю на египетские, но фотографировать их не разрешают. Объясняют тем, что эти экспонаты — из частной коллекции, и владелец распорядился вот так. Чуть далее находится разделочный мраморный стол и инструменты для подготовки знатного усопшего к походу в мир иной. Не Древний Египет, но методы похожи.

В следующем зале уже выставляются предметы более поздних периодов. Там к нам подошел смотритель, чем-то мы ему приглянулись среди прочих немногочисленных посетителей, и принялся проводить для нас экскурсию по залу. Я переводил детям то, что он рассказывал, поэтому про фотоаппарат забыл. Зато узнал про древнюю живопись и скульптуру, дядька оказался иконописцем по специальности. Он нам показал тогдашние формочки для отливки бронзовых статуэток, минеральные краски, инструменты художников и скульпторов. В последней витрине меня привлёк набор женских голов. Размер каждой — всего пара-тройка сантиметров. Работа исключительно тонкая. Возраст моделей самый разный: от маленькой девочки (вторая слева), до бабушки (в середине). А под головами была табличка, где написано, что их откопали среди прочего инвентаря парикмахерской, и являются они каталогом женских причесок. Древние опять удивили, оказавшись не глупее нас. Сейчас женщины журнальчики с фотками листают в поисках идеального образа, а тогда уже были 3Д-модели. Заодно мы можем получить представление о внешнем виде и моде коринфянок.

160902_3868

Третий зал относится к римскому периоду. По скульптурам это сразу понятно. Тут тебе и римский воин, и император Август, и его внучок Луций Цезарь, и лопоухая голова Нерона. Чуть поодаль видна кучерявая голова Диониса и коринфские колонны с фригийскими пленниками.

На стенах укреплены мозаики, украшавшие полы римских вилл: голова Диониса в круглом орнаменте, пастух, играющий на дудке крупному рогатому скоту, и ещё какая-то зарисовка из мира животных и кентавров.

Посреди римского зала стоит витрина с коринфской и аттической керамикой и разнообразными терракотовыми изделиями. Написано, что эти предметы были выкрадены из музея и вывезены в Штаты. Но в результате успешного розыска и полицейской операции через девять лет вернулись домой.

Ну а после музея мы пошли на вольный воздух. Первыми на пути попались руины храма Октавии с коринфскими колоннами. А чуть поодаль стоит уцелевший при римском разграблении храм Аполлона с дорическими. В отдалении на горе видны стены крепости Акрокоринф. Судя по схеме древнего города, он занимал всю долину до самой горы.

Погода в тот день была неустойчивой, то и дело небо заволакивало тучами, сквозь которые художественно пробивались солнечные лучи. Потом прояснялось, затем опять затягивало облаками. Фотографировать при таком освещении было не очень, зато гулять хорошо, жары нет. Прошли по Агоре с сохранившейся аркой Пропилей. При греках на Агоре была спортплощадка для забегов с сохранившимися специальными углублениями для ног стартующих бегунов и надписи с номерами дорожек.

Прошли мимо римских бань, расположенных возле бывшего городского фонтана. Между прочим, источник бассейном оборудовал тот же богатый грек Герод Аттик, который построил сохранившийся до наших времён Одеон под стенами афинского Акрополя. И другие интересные постройки мы тоже посмотрели. В конце прогулки оказались на древней дороге в порт Лехейон, вымощенной мрамором. Удивительное ощущение — блуждать по улицам двухтысячелетнего города. Кроме нас там было ещё человек пять. В этом разительное отличие от афинского Акрополя: нет ни суеты, ни толп. Ходишь спокойно, погружение в историю полное.

Пишут, что Лехейонская дорога на всем протяжении была защищена с двух сторон стенами, отстоящими на расстояние в полтора километра друг от друга, а далее окружающими Коринф. Городская часть дороги была уложена плитами, имела тротуары, сточные канавы для дождевых вод. Вдоль дороги были выстроены портики с торговыми лавками внутри. И все это в 6-5 веках до нашей эры. Это ж сколько построено было, даже представить нереально. Жаль, что всю эту красоту не откопали. Я так понимаю, что такие раскопки провести невозможно в принципе, никаких денег не хватит. Коринфяне были изрядно богаты, чтобы это все соорудить, а потомкам вынуть всё это из земли не на что. Но и отрытого нам хватило, чтобы впечатлиться.

160902_4015

Далее мы собирались наведаться на гору в крепость Акрокоринф. Спросили дорогу у работников музея, но они нам сказали, что крепость открыта только до трёх часов дня. А был уже вечер, поэтому мы отправились домой. Тем не менее, крепость от нас никуда не делась, потом будет рассказ и про поездку туда.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s