Пелопоннес и Афины (часть 1)

В этом году мы решили отдохнуть в Греции в сентябре. Когда-то давно, выбирая страну для первого заграничного выезда на море, я смотрел в ту сторону. Но быстро выяснил, что без машины море и самые интересные руины в материковой части Греции совместить никак не получится. Автобусные массовые выезды — это не наш жанр, а водительских прав тогда ещё ни у кого не было. А вот теперь по прошествии времени как-то всё само собой совпало удачно. Забегая вперед, скажу, что удалось посмотреть всё, что наметили: Афины, Микены, Коринф, Эпидавр, Нафплион с музеями и пейзажами. Фотографий и впечатлений много. Буду выкладывать рассказ по частям, по мере готовности снимков.

160830_3176

Авиабилеты для этой поездки мы купили заранее, отель выбрали и забронировали, списавшись с хозяевами напрямую, машину зарезервировали. Майский визовый кризис в греческом консульстве к лету уже завершился, визу нам выдали через три дня после подачи документов и аж на три года — только приезжай, деньги не забудь!

Летели «Эгейскими авиалиниями». Полет прошел отлично, спасибо авиакомпании. В афинском аэропорту мы забрали машину. Выдали нам гибридную Хонду Цивик. С 95 бензином по сто рублей за литр в пересчете на наши деньги это был удачный вариант для двухнедельного использования, батарейка экономила наши средства. Надо сказать, что с такими ценами на бензин греки явно предпочитают скромные автомобили. Здоровых чёрных-чёрных джипов или каких кроссоверов на улицах практически не видно, у нас в глубинке их и то заметно больше. В основном вокруг попадается гольф-класс и мельче. По платному шоссе мы быстро домчали до города Лутраки и заселились в маленький семейный двухзвёздочный отель Segas. Отдышались, поужинали и стали строить дальнейшие планы на отдых.

В первый день после приезда, понятно, отмокали на пляже. А на следующий решили вдарить автопробегом сразу по главному: осмотреть Афины и вскарабкаться на Акрополь. Бывалые путешественники пишут, что в Афинах с пробками и парковками туго, поэтому ещё дома я активно гулял по греческой столице на Google Maps. Нашел крайне удачное место, где можно бросить машину и пересесть на метро. Прямо у самой платной магистрали, проходящей через северные пригороды Афин, стоит здоровенный торговый центр The Mall с большой подземной парковкой. Если оставить машину более чем на три часа, то парковка обойдется в 4,5 евро. Надо свернуть с шоссе в город по указателю к олимпийскому стадиону и попетлять метров 500 до въезда. А на станцию метро попадаешь через второй этаж магазина.

Метро проигрывает московскому. Интервалы между поездами большие. Станции не островного типа, если спустился не на ту сторону, то карабкайся опять по лестнице через пути. Проезд стоит 1,4 евро взрослый и 0,6 детский. Турникетов, правда, на платформе нет, можно в поезд сесть и на халяву. Но висят предупреждения, что штраф за непрокоцанный тикет равен шестидесяти тикетам. Вагоны кондиционированные, было бы странно в таком климате, если бы было не так. Когда доехали до станции Акрополис, то зависли на некоторое время у витрины с древними амфорами и другими артефактами в подземном переходе. Это греки ловко придумали, не отнять.

Вылезли мы на поверхность, ясное дело, у входа в Акрополь. Очереди за билетами нет. Цены нас обрадовали: здесь и везде, где мы побывали за две недели, дети до 18 проходят бесплатно. Вот это я понимаю приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям. Единственное место, где я заплатил за детей, это музей Акрополя (не сами руины, а рядом расположенное современное здание). Да и то, три евро совсем не обременили бюджет. Изучив прейскурант, купили каждому взрослому «проездной» на все афинские руины, который действует пять дней и стоит тридцатник. Контролёр оторвал от билета акропольский корешок, и мы полезли наверх.

Место открытое, жарко, ходить приходится довольно много. Поэтому водой надо запасаться от души. Либо рассчитывать на то, что автоматы по продаже воды на территории будут работать исправно. При нас один из трёх уже не работал. Построек и разрозненных камней на территории не счесть, про каждый значимый объект можно читать по-английски информацию на стойках возле него, а лучше взять план Акрополя в расположенном рядом с кассами информационном бюро, прежде чем идти за билетами. Потому что даже чтение путеводителя заранее мне не помогло — всего слишком много на этом клочке земли, и, если не быть хорошо образованным по теме, в голове получается каша. По жаре изучать всё написанное на табличках лень, я просто фотографирую стенд и иду дальше. А уже дома долгими зимними вечерами можно внимательно изучать описание и схемы, сопоставляя их со снимками и живыми впечатлениями.

Путь наверх проходит мимо действующего античного амфитеатра Одеон Герода Аттика. Изначально он был крытый, а теперь крыши нет. В театре регулярно проходят концерты и выступления, поэтому сверху посмотреть можно, а внутрь пройти нельзя, только во время мероприятий по билетам. Рассадник искусства Мельпомены тут не один. С другой стороны холма, у касс, находятся гораздо менее представительные руины театра Диониса. У этого бога в свите были, как известно, козлоногие сатиры. Поэтому в ранние времена последователи культа Диониса собирались на этом месте, напяливали козлиные шкуры, пели и плясали ритуальные танцы. На месте вытоптанного круга земли потом соорудили театр, а в нем стали играть первые трагедии. Слово «трагедия» в переводе с греческого означает «козлиная песнь». Страшно после этого углубляться в этимологию других театральных терминов. Теперь и строки Высоцкого про козла отпущения «блеял песенки, да всё козлиные» слушаются иначе.

После Одеона дорога приводит к Пропилеям с храмом Афины Ники слева от лестницы. Толпы начинаются от Пропилей, на самом верху вообще не пропихнуться местами.

Сам Парфенон вызывает смешанные чувства. С одной стороны это удивительная штука, оживший учебник истории, двухсполовинойтысячелетняя древность. А с другой крайне жаль, что от него мало что осталось. Скажем за первое спасибо древнегреческим язычникам, а за второе — ранним христианам, туркам, венецианцам и англичанам. Английский лорд так вообще не церемонился, тащил в Британский музей всё, что не приколочено. А что приколочено, отпиливал, отламывал, даже взрывал и тоже тащил. Но даже то, что осталось, всё равно прекрасно. Рядом с Парфеноном стоит не менее известная благодаря своим каменным женщинам постройка Эрехтейон. Женщин заменили на бетонных, пять настоящих выставлены в музее Акрополя, а шестую упёрли британцы. И, главное, я не слышал, чтобы они спешили вернуть на место не свои культурные ценности.

Пятнистость на колоннах Парфенона объясняется тем, что светлые участки — это современные вставки недостающих частей. В сторонке под навесом аккуратными штабелями сложены ещё не пристроенные на свои места части этого паззла: тут барабаны колонн, здесь балки, тут кирпичи. Внутри храма когда-то стояла многометровая статуя Афины из золота и слоновой кости. Представляю, какая красотища была.

С акропольского холма открываются виды на Афины. Можно увидеть руины храма Зевса Олимпийского (мы решили, что надо туда сходить), холма Ликабет (туда лезть не хочется) и древней Агоры с неплохо сохранившися храмом Гефеста (тоже стоит зайти).

Походив ещё вокруг древностей, спустились вниз. После утоления духовного голода надо было утолить физический. Но сперва я зашел в сувенирную лавку и купил всякие открытки-магнитики, а главное — отличную книжку на русском про памятники Акрополя, написанную специалистами и переведённую Афинским институтом имени Пушкина. Вот уж не знал, что там есть такой. Пообедали мы на ближайшей улочке, чтоб далеко не ходить, в приглянувшейся харчевне и двинули дальше, к Зевсу Олимпийскому. Показали на входе свои «проездные», лишились ещё одного корешка и стали разглядывать остатки постройки. Валяющаяся на земле колонна выглядит забавно, как нарезанная колбаса. Дырки в земле чуть поодаль среди остатков зданий (горловины ёмкостей для квашеной капусты и соленых огурцов, как я понимаю) тоже любопытно смотрятся.

Что с Акрополя сюда интересно смотреть, что отсюда на Акрополь, только против Солнца снимать неудобно:

После Зевса мы направились к древней Агоре. Там помимо руин есть еще и реконструированное здание Стои (в переводе означает портик). Этих Стой было, понятно, много в разных городах. В одном таком стойле регулярно собирались побухтеть философы, их и прозвали стоиками. Но это дела давние, а сейчас очень хорошо, что полностью воссоздали здание той эпохи. Пусть и новодел, зато можно представить, как оно все выглядело в то время, а не картинки рисованные разглядывать. Я впервые получил понимание, что из себя представляли подобные здания внутри. В старые храмы же не пускают. На втором этаже Стои кроме моделей Агоры и Акрополя выставлены подлинные статуи и памятники. Головы профессора Доуэля грустно смотрят на волю сквозь колоннаду.

После, пройдя через всю Агору и полюбовавшись на закатный Акрополь, мы поднялись на гору к хорошо сохранившемся храму Гефеста. Жара уже спала, но и усталость от насыщенного дня подступила. Так что мы нырнули в метро, потом забрали машину и уехали обратно в Лутраки, завершив первый экскурсионный день.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s